Тема месяца февраль - "Методы группового решения задач"
Руководителям и сотрудникам компаний нередко приходится совместно обсуждать и решать различные организационные вопросы. Эти вопросы могут касаться, например, организационного развития, определения стратегии компании, согласования позиций, нахождения консенсуса, или, что сейчас очень актуально, поиска путей выхода из кризиса.
Это делается в виде традиционных совещаний, «рабочих групп», «комитетов» и других форм групповой активности.
Есть свои неоспоримые преимущества в групповой работе: охват большего числа альтернатив, порождение большего числа идей, распределение ролей, более однозначное понимание ситуации и принятых решений и, в конечном счете, более согласованные действия при реализации решений.
Но реальная эффективность неграмотно проводимой групповой работы может быть весьма низкой. Тому есть немало причин. Но есть и немало возможностей.
Для повышения эффективности группового решения задач существует множество приемов, техник и методов.
Сейчас все большее распространение в нашей стране получает идеология модерации – процедуры структурирования и управления групповым взаимодействием для более эффективного решения различных задач.
Модерация относится к методам, уменьшающим деструктивность в групповой коммуникации (см. также фасилитация).
Основными принципами Модерации являются:
- систематичность (последовательность действий);
- структурированность (рациональное деление на части каждого раздела работы);
- прозрачность (исключение из процесса работы критики и манипуляций).
Модератор играет роль посредника. Он оказывает помощь команде в постановке цели и ее эффективном достижении. Модератор структурирует групповую активность, повышает уровень «договариваемости», а также способствует принятию совместного решения.
Модератор пользуется различными приемами – это и всем известный «брейнсторминг», метод «когнитивных карт», «номинальных групп», «635» и множество других приемов и техник.
К сожалению, в русскоязычной литературе они приводятся кратко и несистематизированно. И каждый специалист – модератор – находит и создает свои технологии.
Познакомим вас с некоторыми методами и приемами, используемыми для повышения эффективности группового творчества.
«Брейнсторминг», или «мозговой штурм» проводят в группе с целью получения большого количества нетривиальных идей, предложений, с целью найти новое решение, будь то управленческая деятельность, обновление товара или рекламный образ. Дается инструкция, которая позволяет отнестись к этому процессу как к игре. На первом этапе участников просят высказать свои мнения (в том числе фантастические) относительно темы, ради которой они собрались. Это происходит достаточно быстро, без остановок. На высказывание идей отводят 15-30 минут. Критика запрещается. Второй этап – селекция выдвинутых предложений. В результате можно получить список весьма нестандартных идей, «размылить» взгляд на проблему или задачу.
Цель метода «когнитивной карты» («mind map) заключается в формировании ассоциаций и одновременном структурировании мыслей. Она может использоваться в разных вариациях с разными целями. Главная идея «mind map» - это нелинейное и наглядное структурирование информации.
Сама организация информации на листе бумаги позволяет подойти к решению проблемы, наталкивает на возможные способы решения и определяет вопросы, в которых еще предстоит разобраться.
Метод «Делфи» - метод организации последовательного анонимного взаимодействия экспертов. При помощи данного метода выявляется преобладающее мнение участников группы по какому-либо организационному вопросу.
Суть метода «номинальных групп» заключается в том, что каждый член группы предлагает свое решение поставленной перед группой задачи. Затем все представленные идеи обсуждаются участниками, ранжируются по степени привлекательности, и при помощи голосования члены команды выбирают предпочтительное решение. Окончательное решение считается групповым.
Данный метод эффективен в тех случаях, когда необходимо сопоставить индивидуальные идеи и принять решение, к которому нельзя прийти в одиночку.
Еще один зарекомендовавший себя метод командной работы – метод «635». Метод «635» включает в себя следующую последовательность действий: каждый из 6 человек, входящих в группу, за 5 минут должен предложить 3 идеи относительно анализируемой ситуации. Мысли каждого члена команды заносятся в специальные бланки, которые передаются по кругу. Участники знакомятся с идеями друг друга, могут их дополнить и развить (или же опровергнуть). После того, как все идеи записаны, происходит их обсуждение, детальная проработка и оценка каждого решения и выбор самого целесообразного.
Метод «шести шляп» как метод структурирования активности членов рабочей группы получил широкое признание из-за своей простоты и практичности. Имеется 6 воображаемых шляп. Белая шляпа – объективный взгляд по вопросу встречи. Красная шляпа – эмоциональное восприятие ситуации; интуиция. Черная шляпа – логическое мышление с негативным уклоном; скептицизм. Желтая шляпа – логическое мышление с позитивным настроем, изучение ситуации с учетом ожидаемых выгод. Зеленая шляпа – новаторство, творческое мышление. И, наконец, голубая шляпа – управление мыслительным процессом. В любой момент времени каждый член группы может надеть шляпу определенного цвета. Позитивный эффект данного метода заключаются в том, что он позволяет раскрепощать мышление и задействовать разные его виды для решения организационных вопросов. Метод делает возможным эффективное распределение времени в ходе группового мыслительного процесса, позволяет участникам отойти от обычного обмена аргументами и упрощает достижение конструктивного диалога.
Для повышения четкости, наглядности, структурированности групповой работы модераторами используются различные графические методы: «пустографки» - таблицы для заполнения, например, по параметрам цели/время, достоинства недостатки вариантов и пр. Применяются диаграммы, например, «причинно – следственная» диаграмма, графики и др.
Весьма интересной технологией как при индивидуальном, так и групповом творчестве является ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Она была разработана Г.С. Альтшуллером для инженерной деятельности. Основная цель ТРИЗ – улучшение качества и увеличение уровня изобретений за счёт усиления творческого воображения.
По мнению Альтшуллера, каждое творческое решение новой технической задачи включает три основных момента:
1. Постановка задачи и определение противоречия, которое мешает решению задачи обычными, уже знакомыми путями.
2. Устранение причины противоречия с целью достижения нового, более высокого, технического эффекта.
3. Приведение других элементов усовершенствуемой системы в соответствие с измененным элементом (системе придается новая форма, соответствующая новой сущности).
Для устранения противоречий Альтшуллер разработал 40 приемов, многие их которых успешно применяются не только в инженерии, но и в других профессиональных областях, в том числе и в бизнесе.
В Центре психологии широко применяются методы модерации как в учебных целях, так и в консалтинговой деятельности.
В условиях кризиса, когда возрастает необходимость:
• получения исчерпывающей информации и предложений от специалистов и управленцев,
• быстрого анализа организационной ситуации,
• привлечения сотрудников (управленцев) к разработке и принятию множества принципиальных и частных решений, увеличивается значение четких и быстрых методов управления группой.
Директором Центра Рыженковым П.Е. предлагается модеративная технология «ГРОЗа» (Групповое решение организационных задач), которая представляет собой систему методов, приемов, направленных на управление работой группы в условиях дефицита времени и необходимости принятия быстрых решений.
Успехов вам в решении организационных задач!