Бизнес психология Обучение и консультирование

Обучение Менеджеров по персоналу

Консалтинг

Заказать обратный звонок

Заказ обратного звонка

Оставьте свой телефон и мы перезвоним в удобное для вас время!

Заказ обратного звонка

Ваш заявка принята. Ожидайте звонка.

_________________________

   

Обратная связь








Менеджер по персоналу – достойное приложение сил!

Кто такой Менеджер по персоналу? Какие профессиональные задачи стоят перед этим специалистом? Какими личностными качествами должна обладать настоящая акула кадрового рынка?

Центр психологии НГУ проводит базовую подготовку менеджеров по персоналу уже 16 лет. Выпускники котируются на рынке весьма неплохо. Как им это удается: рассказывает директор и основатель ЦП НГУ Петр Ермолаевич Рыженков.   

 

Добрый день, Петр Ермолаевич. Для начала расскажите, пожалуйста: менеджер по персоналу (МП) и HumanResource менеджер (HR), чем они отличаются друг от друга и от традиционного кадровика?

 

Добрый день. МП и HR – исторически и идеологически разные понятия, включающие разные функции и задачи. Но сейчас под словами МП и HR подразумевают фактически одно и то же.

От традиционного кадровика МП отличается кардинально: кадровик в прошлом – это человек, занимавшийся оформлением документов, увольнением, приемом на работу, оформлением больничных, какими-то чисто формальными вещами. В отличие от него, МП – это человек, который занимается всем спектром задач, связанных с повышением эффективности работы с людьми. Сюда входит и отбор персонала (люди специально учатся проводить собеседования, выделять, оценивать кандидатов) и адаптация, оценка и аттестация персонала и участие в создании системы мотиваций. Документооборот – это небольшая часть нынешней работы МП, помимо множества других задач (разработка компетенций и разработка должностных инструкций и анализ рабочего места и так далее). В небольшой фирме эти функции может выполнять один человек, но в крупных компаниях скорей всего будет выделен целый отдел управления персоналом.

 

 

Правда ли, что МП – исключительно женская профессия?

 

На самом деле эта профессия хороша и для мужчин и для женщин. Конечно, мужчин сейчас среди МП значительно меньше. Трудно сказать почему; скорей всего потому, что у нас (в отличие от западных стран) должность МП почему-то не позиционируется как мужская. Но функции и задачи, которые стоят перед МП, могут быть одинаково интересны и мужчинам и женщинам.

 

Кому подходит работа МП? Для этого нужны какие-то способности?

 

Работа МП – это работа для людей, которые:

 

а) Умеют выстраивать отношения. Это очень важно, поскольку МП находится между начальниками и сотрудниками, между руководителями разных уровней. И работа МП состоит в адекватном согласовании очень многих тенденций и частных интересов, направленных на повышение эффективности работы компании. МП должен быть хорошим переговорщиком.

 

б) Интересуются поведением людей. Деятельность МП – это работа именно с людьми. Начиная с собеседования, когда нужно найти «того самого» сотрудника среди множества кандидатов, до анализа реакций на изменения. Это захватывающий процесс, сродни работе следователя или психолога. Поэтому она подойдет тем, кому в первую очередь интересны люди.

 

в) Системно мыслят. Любая организация – это система и МП находится в одной из ее частей. Для того чтобы его работа была эффективна, ему нужно воспринимать всю организационную систему в связях, в отношениях, во взаимозависимости, понимать, как изменения в одной части ведут к изменениям в другой и учитывать это в своих МП проектах.

 

г) Готовы быть новаторами. Если угодно, МП – это еще и работа пионера-новатора, человека, который внедряет новое. Особенно если МП приходит в компанию, где до этого толком не было работы с персоналом. В таком случае его задача - создать систему управления и взаимодействия, чтобы компания перешла от психологически хаотичной работы с сотрудниками на системную, последовательную. Ну и на каких-то высших позициях, когда МП становится начальником отдела персонала, или директором по персоналу, становятся важны и проявляются лидерские качества. Это уже не рядовой сотрудник, это управленец.

 

 

Все эти качества должны быть в человеке изначально или этому можно научиться?

 

Нужно понимать, что здесь мы в первую очередь говорим не столько об изначальных человеческих качествах, сколько о компетенциях. Но мой опыт подсказывает, что большинство из тех, кто приходит к нам учиться – это люди, которые уже обладают тем или иным набором этих качеств. В течение обучения мы даем людям знания, умения и рабочие инструменты, которые в свою очередь помогают эти качества развить. И человек растет одновременно и в профессиональном и в личном плане, получая что-то для себя.

 

 

Какие карьерные пути возможны для МП?

 

Существует масса карьерных возможностей. И наш богатый опыт подготовки МП позволяет утверждать это уверенно, глядя на примеры наших выпускников.

 

МП может развиваться в следующих направлениях:

  • Во-первых, если он хочет, он может оставаться МП. Работать в небольших фирмах, где будет заниматься одновременно многими задачами. Это такая горизонтальная стабильность, когда у человека нет потребности в каких-то новых горизонтах, или он «прикипает» к какой-то фирме. Поэтому как такового карьерного роста здесь нет. Но он может повышать свою профессиональную компетентность и в этом случае.
  • Второй вариант – это специализационная горизонтальная карьера. МП начинает интересоваться, например, мотивацией. Разработал и внедрил систему мотивации в одной или нескольких компаниях, получил практический опыт и дальше начинает «продавать себя» не только как МП, но как МП со специализацией в мотивации. Позиционирует себя как специалист именно в этой области. Пока он еще не начальник отдела или директор, но он занимается своей любимой темой. А в крупной компании он может быть и начальником отдела мотивации.
  • Третья ситуация - МП может выходить из рамок организации и становиться на рынке консультантом по управлению персоналом. Любой МП, если ему позволяет компания и условия, может преподавать. Мы приглашаем многих наших выпускников на преподавание. И могу сказать, что это сильная сторона в нашем обучении. Больше половины курсов, особенно прикладных, проводятся людьми-практиками, реальными МП из реальных компаний.
  • Вертикальная карьера. Человек работает МП со специализацией или без нее, но со временем становится начальником отдела персонала, зам директора по персоналу, директор по персоналу в крупных компаниях. И понятно, что там уже совершенно иные полномочия и масштаб и реальное управления. Среди наших выпускников уже немало людей, которые работают начальниками отделов персонала, немало консультантов и, конечно, есть движение вверх и есть и директора по персоналу, руководители отделов обучения и развития и т.д.  

 

Как построена система обучения МП в Центре психологии НГУ?

 

Наше обучение построено, как мне (руководителю и создателю программы) кажется, оптимально: длительность курса составляет 250 академических часов (8 месяцев), по окончанию мы выдаем Диплом о переподготовке НГУ.

Что касается самой учебы: у нас есть общеобразовательная часть, которая состоит из двух блоков.

Первая из них - основы менеджмента. Очень четко нужно осознавать, что МП будет плохо работать без понимания, что такое организация, что такое управление и какие феномены в организации присутствуют. Поведение людей в компаниях обусловлено системой власти – иерархии, задачами компании, сложными взаимодействующими структурами. И МП должен все это знать для того, чтобы правильно выстраивать свою работу.

Вторая небольшая часть – основы организационного поведения. МП должен знать закономерности поведения людей в организационном контексте. Для этого у нас есть курсы по психологии личности, социальной психологии, конфликтологии, тренинг коммуникации и пр.

Самая большая и важная часть нашего обучения – это задачи и методы работы МП. В нашей программе мы уделяем внимание всем функциям МП: отбор персонала, его оценка, разработка системы мотивация, адаптация, обучение, кадровый рост, основы трудового законодательства и кадровый документооборот и т.д. Все, что нужно для того, чтобы человек выйдя от нас (даже если он никогда до этого раньше не занимался задачами управления персоналом), сразу мог начинать работу.

И каждый раз в зависимости от того, какие новые тенденции возникают на рынке, мы видоизменяем обучение, что-то добавляем. В этом смысле мы держим руку на пульсе рынка.

 

Многие занятия проходят в практической плоскости и в активной форме: есть и тренинги и множество различных разработок и деловых игр на самих занятиях. В процессе обучения слушатели пишут «курсовые» работы, выступают на семинарах с презентациями, сдают экзамены и зачеты. Обучение заканчивается написанием выпускной практической работы, в которой слушатели, выбрав одну из тем: по отбору персонала, мотивации, адаптации и пр., должны проанализировать литературу, сделать теоретический обзор, провести анализ состояния дел в реальной компании по данной теме. После этого разработать предложения по повышению эффективности изучаемого процесса. В ходе работы над дипломным проектом человек и становится специалистом, осваивая ту или иную тему на фактическом материале

 

Какие перспективы в трудоустройстве у выпускников Центра психологии НГУ?

 

Могу сказать, что наши выпускники при прочих равных котируются на рынке выше других, даже если они только начинающие специалисты. До сих пор можно увидеть пометки на вакансиях «Желательно окончание ЦП НГУ». Многие наши выпускники работают в крупных компаниях, как российских, так и в филиалах зарубежных компаний. Нашим выпускникам мы никогда не отказываем, если у них возникают какие-то вопросы, они часто обращаются к нам за консультациями и по окончании программы, делают какие-то заказы на тренинги и пр. Следует сказать, что мы учим наших слушателей основам поведения на рынке (как правильно писать резюме, проходить собеседования, как себя правильно презентировать) и адаптации в компании. Конечно, мы не гарантируем и не обеспечиваем трудоустройство, но различные компании часто обращаются к нам за кадрами, когда у них появляются вакансии, которые мы стараемся предложить в первую очередь нашим выпускникам. На нашем сайте мы стали выкладывать вакансии на соответствующие специальности.

 

Кто приходит учиться на МП в Центр психологии?

 

Иногда к нам приходят люди, которые уже работают МП, но не имеют базового образования. Приходят психологи, приходят люди, которые в силу обстоятельств перешли в МП с других должностей. Например, секретари, офис –менеджеры, которые в качестве дополнительной нагрузки занимались кадровой работой и хотели бы систематизировать свой опыт и знания. Бывает, что приходят руководители, которые хотели бы получить знания об управлении персоналом.

Но в основном этот курс ориентирован на тех, кто раньше никогда не работал МП, но хочет приобрести ее и реализоваться в этой интересной профессии. Кроме того, профессия МП подойдет и тем, кто разочаровался и устал от своей предыдущей работы и хотел бы ее поменять. С одной стороны это интересно, с другой стороны – профессия достаточно востребована, потребность в МП только растет и в количественном и в качественном плане. Профессия по силам многим. Но, конечно, как и в любое дело, в нее придется вложиться, чтобы со временем вырасти в настоящего профессионала.

 

Приходите к нам учиться – это будет ваш существенный шаг навстречу успеху!

 

2012 г.

 

Rambler's Top100
создание сайта